В рамках VII Ежегодных Пермских научно-образовательных чтений «История Императорского Дома Романовых» в Перми с 10 по 11 июня по благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, прошла традиционная научно-практическая конференция «Царствование Императора Николая I в истории России. К 200-летию восшествия на Престол».
Организаторами мероприятия выступили Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Пермская епархия Русской Православной Церкви, Пермский государственный архив социально-политической истории при поддержке Администрации губернатора Пермского края.





Почетными гостями конференции стали Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова и губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин.
Открывая работу форума, почетные гости обратились со словами приветствия к участникам и гостям чтений.
Глава Пермской митрополии в своем обращении к организаторам, участникам и гостям конференции сказал:
— Глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич, глубокоуважаемая Анна Витальевна, участники и организаторы конференции, досточтимые отцы, братья и сестры!
С сердечной радостью приветствую вас на VII Пермских научно-образовательных чтениях «История Императорского Дома Романовых». В этом году они посвящены юбилейной дате – 200-летию восшествия на престол Императора Николая I.В программе советской школы Император Николай I был представлен одним из самых слабых русских Государей. Само начало его правления, подавление мятежа декабристов, скомпрометировало его в глазах историков советского периода. Последующие десятилетия описаны в советской историографии как «засилье реакционной политики», «гнета самодержавия над передовой мыслью»…
В современных учебниках правление Императора рассматривается иначе – как переходный период от блестящего царствования Императора Александра I к эпохе «великих реформ» Императора Александра II.
Однако время правления Государя Николая Павловича выходит за рамки этих упрощенных представлений и представляет собой более сложную тему, нуждающуюся в непредвзятой, объективной оценке.
Один из величайших современников Императора Николая I, святитель Филарет, митрополит Московский, высказывал мысль о том, что Господь посылает народу такого правителя, которого он заслуживает по своему нравственному состоянию. Мы можем наблюдать правоту этого утверждения на примере царствования Государя Николая I. Взойдя на престол во время вооруженного бунта, он всю жизнь оставался верен своим словам, сказанным в те тяжелые для нашего государства дни: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни…». Несмотря на распространившиеся в Европе волнения и революционные движения, Российскому Императору удалось сохранить мир внутри государства и упорядочить многие стороны жизни – от законодательства до сферы промышленности.
Более того, Государь осуществлял личный контроль практически над всеми областями развития обширной Российской Империи. Он тонко чувствовал вызовы своего времени и отвечал на них с твердостью, удерживая подданных от поспешных решений, которые могли бы увлечь их в революционную пропасть. И, хотя Император Николай I не отменил крепостное право, но им были проведены реформы, послужившие фундаментом для такого решения в дальнейшем.
Император Николай I считал залогом процветающего государство надлежащую организацию дела воспитания ее граждан. Он создал условия для того, чтобы получение образования не превалировало над воспитательным процессом, но напротив, составляло лишь его часть. Неоспоримым является тот факт, что русская культура в николаевскую эпоху переживала свой «золотой век». Поистине, прав был святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, охарактеризовавший личность Государя следующими словами: «Это был такой Венценосец, для которого царский трон служил не возглавием к покою, а побуждением к непрестанному труду».
Именно в правление Императора Николая I была сформулирована русская государственная идея – «Православие, Самодержавие, Народность». Повторюсь: эта идея не появилась в царствование Государя, но была идеологически оформлена. Многие поколения предшественников жили и умирали за веру, Царя и Отечество и это было постулатом жизни добросовестного гражданина Российской Империи.
Как и для многих предшественников, для Императора Николая I управление Российским государством было самоотверженным служением Богу и людям. В то время как на Западе в моду входили вольнодумство и безбожие, на русском престоле находился православный самодержец. Есть многочисленные свидетельства современников о личном благочестии Государя; он руководствовался заповедями Божиими и при принятии важных для государства решений. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что поводом для начала Крымской войны стало попрание закрепленного за Россией права покровительства православным святыням на Святой земле.
Эту войну наша страна проиграла. В исторической литературе приведено множество причин поражения – чаще всего называют «политико-экономическую отсталость России». Однако, практически ни в одном исследовании не указана главная духовная составляющая этого поражения — упадок нравственности в жизни человека и государства. Известны вопиющие случаи забвения заповедей Божиих со стороны начальствующих лиц Русской армии, я бы даже сказал – откровенного кощунства. Например, главнокомандующий армией Князь Меньшиков запретил совершать на фронте молебны перед чтимой иконой Пресвятой Богородицы, заявив, что он «в помощи Божией Матери не нуждается». Какое неразумие, какая духовная слепота! Нам важно помнить об уроках Крымской войны – особенно сейчас, когда наша страна вновь находится в вооруженном противостоянии силам зла.
Желаю всем участникам конференции успехов в предстоящей совместной работе и выражаю надежду на то, что информация, которую мы услышим в дни работы форума, не останется предметом интереса лишь узкого круга исследователей и научных работников, но послужит для просвещения нас, жителей Пермского края, граждан своей страны!
После приветствия, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский поздравил Анну Витальевну Громову с юбилейной датой и преподнес букет цветов.
Также, Архипастырь вручил Арзиерейскую грамоту директору Пермского государственного архива социально-политической истории Сергею Васильевичу Неганову.
С приветственными словами к участникам мероприятия также обратились губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин и Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова.

Конференция была представлена работой двух сессий: «Царствование Императора Николая I в истории России» и «Увековечение памяти представителей Императорского Дома Романовых».
В течение двух дней с докладами, посвященными обозначенным темам выступали историки, ученые, сотрудники ведущих вузов России, специалисты архивов, исследователи и писатели.
В рамках научно-практической конференции состоялась презентация выставки «Императорская Академия наук. Достижения и открытия во благо России 1724-1917», подготовленная и организованная Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».